пятница, 17 января 2020 г.

Организация сенсомоторого уголка в группе детского сада.



Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного уголка.

Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира. Мы на своих занятиях создаем все условия для планомерного руководства формирования ощущений, восприятий и представления детей. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
        Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
  • Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
  • Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
  • Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.


Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. В младших группа оборудуется специальный дидактический стол.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста материал может быть рассредоточен в разных игровых центрах: (физкультурный уголок, уголок опытно-экспериментальной деятельности; уголок изодеятельности; музыкальный уголок, ФЭМП и др.)
 Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
 Принципы организации уголка:
  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность;
  • разнообразие объектов.
ЧТО МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УГОЛКИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ:
  1. Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
  2. Геометрическое лото, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, игры-головоломки на составление фигур; (Танграм, Пифагор и др.)
  3. Игры на различение цвета, формы, величины;
  4. Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
  5. Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
  6. Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
  7. Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчи­кового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
  8. Бытовые материалы:бирюльки, колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т. п.), крем для бритья (рисование пальцем).
  9. Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
  10. Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
  11. ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
  • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.) 
  • Парные картинки с признаками различий, точечные изображения
    Цветовые пятна-кляксы различной формы. 
    • Разноцветные полупрозрачные шарфы. 
    • Картинки-штриховки,
  • Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).. 
    Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д. 
    Слух: 
    • Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д. 
    • Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
    Осязание: 
    • Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой. 
    • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда) 
    • Выпуклые буквы, цифры, тренажеры для письма, выкладывания по контуру. 
    • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. 
  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Шершавые и гладкие дощечки для ощупывания, шероховатые таблички.
Обоняние: 
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.) 
Вкус: 
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов 
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• работа в раскрасках - штриховка 
• пальчиковая гимнастика - шнуровка 
• игры с конструктором - мозаика 
• лепка из глины и пластилина 
• нанизывание бус, бисера 
• цветные клубочки ниток 
• работа с ножницами

Комментариев нет:

Отправить комментарий