Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного уголка.
Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира. Мы на своих занятиях создаем все условия для планомерного руководства формирования ощущений, восприятий и представления детей. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
- Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
- Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
- Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
- Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. В младших группа оборудуется специальный дидактический стол.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста материал может быть рассредоточен в разных игровых центрах: (физкультурный уголок, уголок опытно-экспериментальной деятельности; уголок изодеятельности; музыкальный уголок, ФЭМП и др.)
Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Принципы организации уголка:
- доступность;
- безопасность;
- креативность;
- разнообразие объектов.
ЧТО МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УГОЛКИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ:
- Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
- Геометрическое лото, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, игры-головоломки на составление фигур; (Танграм, Пифагор и др.)
- Игры на различение цвета, формы, величины;
- Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
- Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
- Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
- Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
- Бытовые материалы:бирюльки, колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т. п.), крем для бритья (рисование пальцем).
- Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
- Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
- ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
- Парные картинки с признаками различий, точечные изображения
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, - Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти)..
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Выпуклые буквы, цифры, тренажеры для письма, выкладывания по контуру.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. - Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- Шершавые и гладкие дощечки для ощупывания, шероховатые таблички.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
• работа с ножницами
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
• работа с ножницами

Комментариев нет:
Отправить комментарий