четверг, 23 января 2020 г.

Эссе «Я – воспитатель!».



«Если вы удачно выберите труд
и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас»
К. Д. Ушинский

Мой путь к профессии воспитателя был долгим, хотя я со школы мечтала работать в детском саду. Может так сложились обстоятельства моей жизни, или сама судьба решила показать мне правильность моего желания, предоставив возможность сначала поработать в других сферах деятельности, но большая любовь к детям продиктовала мне выбор профессии, и я решила: буду воспитателем! Что же означает слово «воспитатель»? Каково его предназначение на земле?
Слово воспитание без приставки «вос-» звучит как – питание. Приставка «вос-» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он может не выжить и без хорошего воспитания. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.
Мой профессиональный долг – формирование человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, воспитание будущих строителей нашей страны, ведь первые семь лет жизни ребёнка – очень важный период, когда закладываются все общечеловеческие ценности. Чем раньше ребёнок овладеет этими качествами, тем жизнь для него становится содержательнее, целенаправленнее.
Вот с дипломом в руках, вооружённая высокими идеями К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, перешагнула я порог детского сада, где меня встретила большая шумная толпа маленьких людей с ясными сверкающими глазами, любопытным взглядом. И я задумалась: важная задача встала передо мной – родители доверили мне самое ценное, что у них есть; смогу ли я в эти хрупкие «ростки» вложить душу, пропитать их добром, красотой и благородством.
             Как же воспитать человека духовного, полноценного, гармоничного? Как писал немецкий философ Э.Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Как бы не допустить ошибки в воспитании, ведь ребёнок – как чистый лист бумаги, начиная писать на нём, тебе не прощается даже незначительная ошибка. Как писал великий мыслитель Ризаэтдин Фахретддин: «Исправить ошибки, допущенные при воспитании в детстве, не хватит целой жизни. Воспитание, полученное в детстве, не сможет изменить даже всё человечество». Воспитанный ребёнок является огромным богатством для родителей, а для общества – целым достоянием.
            Каким же должен быть воспитатель, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности? Прежде всего, он должен любить детей, так как их воспитание – длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости, он должен жить всей душой в детском коллективе. Он обязан понять, что мир держится добром. Поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Человек без них не может называться человеком. Воспитатель должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка. Л.Н.Толстой писал: «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Нет проблемы воспитания, есть проблема самовоспитания».
«Если же не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?», - считал древнекитайский философ и мудрец Конфуций. А если воспитатель ко всему этому безразличен и верит, достаточно проводить определенные мероприятия с детьми, не погружаясь в подобные «высокие материи»?           
Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, так как общество развивается в стремительном темпе, воспитание и образование должны идти в ногу со временем.
           В дошкольных учреждениях нашего города есть все условия для воспитания и обучения детей; из года в год эти условия совершенствуются. В городе, развивающемся в стремительном темпе, работа дошкольных учреждений не может стоять на месте. С целью поднять уровень воспитательно-образовательной работы, повысить профессионализм воспитателей, создаются новые образовательные программы, идёт внедрение передового опыта, новых технологий, разработок.
           В своей педагогической деятельности реализую образовательную программу дошкольного образования МАОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты, которая разработана с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (научный руководитель И.А. Лыкова).
     Цель моей педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
     Свою профессиональную деятельность я строю с учётом ФГОС дошкольного образования и придерживаюсь следующих принципов:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости, основывающихся на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
     Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, на мой взгляд, является одним из необходимых условий реализации образовательного процесса. Я стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была безопасной, эстетически привлекательной, развивающей и вызывала стремление к самостоятельной деятельности. 
Гармоничное развитие личности возможно только при хорошем физическом воспитании. Моя цель – воспитание физически крепкого молодого поколения. Задача состоит в охране, укреплении здоровья, в полноценном физическом развитии, закаливании организма, в формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений. С целью снижения процента заболеваемости, большое внимание уделяю оздоровительной работе. Ежедневно в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции.
- Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз, проводится каждый день по 3-5 минут в любое свободное время. Во время проведения данной гимнастики используется наглядный материал.
- Игровая оздоровительная гимнастика проводится 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс гимнастики входят упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки.
- Подвижные и спортивные игры (им уделяется много времени ежедневно). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.
Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи.
Игровые технологии, направленные на развитие внимания: «Я приглашаю в гости цвет», «Найди животных», «Овощи и фрукты» и т.д.  
Игровые технологии помогают в развитии памяти: «Что изменилось?», «Каждой вещи — своё место».
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка: «Съедобное-несъедобное», «Объедини в картинку», «Что мы делали не скажем, а что делали -покажем», «Вершки и корешки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия.».
        Использую новую технологию развития связной речи – это коррекционно - развивающая технология «Логопедическая радуга» -  музыкально-грамматические рифмовки, авторы: Тихонова Елена Сергеевна, Селиванова Марина Евгеньевна. Работа с музыкально-грамматическими рифмовками не требует специальной музыкальной подготовки, поэто­му широко использую в практике помо­щи детям с речевыми нарушениями совместно с логопедом, и другими специалистами (психологом, музыкаль­ным руководителем). 
В своей работе использую нетрадиционные техники в рисовании: рисование ладошкой, прижми и отпечатай. Для ребенка от 2 до 3 лет рисование ладошками, пальчиковая живопись – оптимальный вариант, поскольку он ещё не может правильно держать кисть или карандаш.
Я стараюсь не стоять на месте: повышаю свой методический уровень через изучение методической литературы, перенимаю опыт коллег – воспитателей, активно занимаюсь самообразованием по теме: «Сенсорное развитие с детьми раннего возраста, посредством дидактических игр и пособий», получаю знания через Интернет.
           Воспитатель – профессия, вобравшая в себя все специальности на свете: ты учитель, врач, биолог, эколог, архитектор, юрист, спортсмен, актер, музыкант и так далее, живущий миром детей, способный ответить на все вопросы, умеющий справедливо решить все проблемы, лечить царапины, помочь в трудных ситуациях.
            Быть воспитателем в современных условиях весьма сложно и ответственно, эта профессия требует терпения и выдержки, но, одновременно с этим, она очень интересна и многогранна.
           Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог — это высокий профессионализм, с хорошими знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий