Содержание
Паспорт проекта
Этапы работы над проектом
Актуальность
Реализация проекта:
1 этап – подготовка к проекту
2 этап – реализация проекта
3 этап – результат проекта
Заключение
Список
используемой литературы
Паспорт проекта
№
|
Структура
|
Содержание
|
1.
|
Тема
|
Проект «Мир
сенсорики»
|
2.
|
Адресация проекта
|
Дети 2-3
лет, родители, педагоги
|
3.
|
Руководитель проекта
|
Легута
Наталья Михайловна
|
4.
|
Участники проекта
|
Дети,
родители, педагоги
|
5.
|
Возраст воспитанников
|
С 2 до 3
лет
|
6.
|
Особенности проекта
|
По характеру создаваемого продукта:
- познавательно-игровой;
По количеству создателей:
-
групповой (коллективный);
По продолжительности:
-
долгосрочный;
По уровню контактов и масштабам организации:
-
внутрипрогимназический.
|
7.
|
Цель проекта
|
Цель
проекта: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне
воспринимать окружающий мир, посредством дидактических игр и
пособий.
|
8.
|
Задачи проекта
|
Задачи:
1. Определить уровень
сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать и
систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет
средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями.
3. Изготовить игры и
пособия на развитие сенсорных навыков.
4. Формировать
сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, об их положении в пространстве; упражнять
в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских
умений и навыков; развивать
мелкую моторику рук в процессе дидактических игр и занятий с пособиями;
5. Воспитывать познавательный
интерес, любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
6. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; активно взаимодействовать с ними в процессе изготовления дидактических игр для развития сенсорных способностей детей. |
9.
|
Ресурсы проекта
|
Наличие
нормативных документов:
Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.
№1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года, утверждённой
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013 № 26, локальных актов ОУ, регламентирующих
организацию питания, правил внутреннего распорядка ОУ.
|
10.
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта
|
Результат
деятельности педагога:
-
презентация промежуточных результатов проекта педагогам в рамках заседания
методического объединения воспитателей ОУ. В рамках методического заседания и
родителям на тематическом собрании;
-
выставка дидактических игр и пособий для сенсорного развития детей,
изготовленных в процессе сотрудничества педагога с родителями воспитанников;
- фото-
и видеоматериалы;
- размещение
материалов на личном Интернет-сайте
- систематизация
материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста
средствами дидактических игр и пособий в соответствии с возрастными и
индивидуальными возможностями (подборка и разработка дидактических игр и пособий, занятий,
мультимедийных презентаций и интерактивных игр, создание картотеки
тематических консультаций и рекомендаций для родителей);
-
создание предметно-пространственной развивающей среды, обогащенной
дидактическими играми и пособиями для развития сенсорных способностей и
мелкой моторики пальцев рук у детей 2-3 лет.
Результаты
деятельности детей:
- дети
успешно выделяют цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений
при выполнении ряда практических действий;
- сравнивают,
соотносят и группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,
величине и другим свойствам;
- отбирают
предметы необходимой формы, цвета или величины для развития самостоятельной
сюжетной игры;
- умеют
обследовать предметы на ощупь;
- у
детей наблюдается обогащение словарного запаса, развитие речевых умений;
- развитие
зрительной памяти, внимания, восприятия;
- формирование
коммуникативных умений, самостоятельности;
-
активизация познавательной деятельности, любознательности.
Результаты
деятельности родителей:
- повышение
педагогической культуры родителей по вопросам сенсорного развития детей 2-3
лет.
- установление доверительных и партнёрских взаимоотношений
всех участников педагогического процесса.
-
выставка дидактических игр и пособий для сенсорного развития детей.
|
11.
|
Этапы работы над проектом
|
Вынесены
отдельным материалом
|
Этапы работы над проектом
I. Подготовительный
(организационно-диагностический)
№ п/п
|
Содержание
|
Срок
|
1.
|
Педагогический
мониторинг. Анализ полученных результатов, выводы.
|
Сентябрь
|
2.
|
Проведение анкетирования родителей «Выявление
интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и
воспитания дошкольников».
|
Сентябрь
|
3.
|
Изучение современных требований к содержанию и
организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в
соответствии с ФГОС ДО и соответствующей литературы.
|
Сентябрь
|
4.
|
Составление плана работы с детьми и родителями.
|
Сентябрь
|
5.
|
Организация и проведение родительского собрания «Сенсорика – как
средство развития умственных способностей детей. Проект «Мир сенсорики».
|
Первая
неделя октября
|
II.
Практический
№ п/п
|
Содержание
|
Срок
|
1.
|
Оформление
информационно-познавательного стенда для родителей (законных представителей).
|
Конец
сентября
|
2.
|
Подборка и приобретение дидактических игр и пособий
по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
|
Сентябрь-начало
октября
|
3.
|
Изготовление дидактических игр и пособий по
сенсорному развитию детей 2-3 лет.
|
В
течение проекта
|
4.
|
Подборка и разработка занятий, мультимедийных
презентаций и интерактивных игр по сенсорному развитию для детей 2-3 лет.
|
В
течение проекта
|
5.
|
Создание картотеки тематических консультаций и рекомендаций для родителей.
|
Октябрь-ноябрь
|
6.
|
Систематизация и размещение на сайте имеющегося
материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.
|
Январь
|
7.
|
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры и игрушки
для развития детей своими руками»
|
Ноябрь
|
8.
|
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей.
|
В
течение проекта
|
9.
|
Создание
и дальнейшее пополнение предметно-пространственной развивающей среды, обогащенной
дидактическими играми и пособиями для развития сенсорных способностей и
мелкой моторики пальцев рук у детей 2-3 лет.
|
В
течение проекта
|
10.
|
Проведение занятий,
игровых ситуаций и упражнений с детьми по сенсорному развитию с применением
традиционных и нетрадиционных дидактических игр, и пособий.
|
В
течение проекта
|
11.
|
Проведение промежуточного
педагогического мониторинга по сенсорному развитию с целью определения
эффективности проводимой работы и её своевременной корректировки.
|
Январь
|
12.
|
Презентация
промежуточных результатов проекта педагогам в рамках заседания методического
объединения воспитателей ОУ в рамках заседания методического и родителям на
тематическом собрании.
|
Январь-февраль
|
13.
|
Реализация
краткосрочных проектов»:
- «Осень
золотая»
-
«Волшебница Зима»
-
«Весна-красна»
- «Лето
в яркие краски одето!»
|
Октябрь-ноябрь
Декабрь-февраль
Март-май
Июнь-Август
|
14.
|
Развлечение
для детей и родителей «Путешествие по временам года»
|
Август
|
15.
|
Создание
видеоролика «Проект «Мир сенсорики для малышей».
|
Август
|
III. Заключительный (обобщающий)
№ п/п
|
Содержание
|
Срок
|
1.
|
Создание картотеки
дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию с применение
традиционных и нетрадиционных пособий.
|
Июль-август
|
2.
|
Проведение итогового
педагогического мониторинга. Анализ полученных результатов, выводы.
|
Май
|
3.
|
Самооанализ
|
Август
|
4.
|
Оформление
документов
|
Август
|
5.
|
Выступление
и презентация проекта перед коллегами «Проект «Мир сенсорики»: от идеи к
реализации» на педсовете.
|
Август
|
6.
|
Выставка
дидактических игр и пособий для сенсорного развития детей, изготовленных в
процессе сотрудничества педагога с родителями воспитанников.
|
Август
|
7.
|
Размещение
видеоролика «Проект «Мир сенсорики для малышей» на сайте МБОУ «Прогимназия
№1» г. Воркуты и на личном сайте педагога.
|
Август
|
Актуальность
Проблема повышения уровня познавательной деятельности
дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития
образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым
условием формирования умственных качеств личности.
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее
развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных
и творческих сил, качеств личности.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС
ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1.
Социально-коммуникативное развитие, происходит через развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2.
Познавательное развитие, происходит через формирование первичных сенсорных
представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве,
части и целом.
3.
Речевое развитие, через обогащение активного словаря.
4.
Художественно-эстетическое развитие, развитие сенсорного восприятия.
5.Физическое
развитие, через развитие мелкой моторики рук.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах
предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на
формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность
любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что
дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей.
Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей
жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»
сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности
для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с
ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и
многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность
умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от
того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной
деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Значение
сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для
интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на
эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти,
внимания и т.п.
Анализ
результатов педагогического мониторинга в нашей группе показал недостаточный
уровень сенсорного развития. В результате, возникла необходимость в разработке
и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей 2-3
лет.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой
чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого
слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки
по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.). Сенсорное воспитание
включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать
свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый,
лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон
сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно
осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт
стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно
идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр
ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Успех в решении дидактической задачи достигается путем
использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой
цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать
предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках
(цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам,
различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике.
Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных
действий, сосредоточенности, самостоятельности. Овладению игровыми действиями и
правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры.
Анализ нормативно-правовых и концептуальных документов,
психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей младшего
дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время
противоречий: между необходимостью сенсорного воспитания детей и недостаточным
методическим обеспечением.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему
исследования, состоящую в поиске и определении путей совершенствования процесса
сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и
пособий.
Новизной
данного проекта является сочетание традиционных подходов и использование
современных средств обучения: заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок,
игровые ситуации, развлечения, логические упражнения, практические задания,
мультимедийные презентации, интерактивные игры, нестандартные дидактические
игры и пособия.
Обеспеченность практическим игровым материалом,
дидактическими играми и пособиями, традиционными и нетрадиционными (изготовленными
педагогом и родителями воспитанников), позволяет целенаправленно заниматься
развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных
занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями и в семье.
Цель проекта: формирование сенсорных эталонов и способностей,
позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, посредством дидактических игр и пособий.
Задачи:
1. Определить уровень
сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать и
систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет
средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями.
3. Изготовить игры и
пособия на развитие сенсорных навыков.
4. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, об их положении в пространстве; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук в процессе дидактических игр и занятий с пособиями;
4. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, об их положении в пространстве; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук в процессе дидактических игр и занятий с пособиями;
5. Воспитывать
познавательный интерес, любознательность, стремление к познанию,
самостоятельность.
6. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; активно взаимодействовать с ними в процессе изготовления дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
6. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; активно взаимодействовать с ними в процессе изготовления дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Тип
проекта:
- по приоритету методов: познавательно-игровой;
- по
количеству участников: групповой (коллективный);
- по продолжительности: долгосрочный;
- по уровню контактов и масштабам организации: внутрипрогимназический.
Участники
реализации проекта:
-
дети первой младшей группы (возраст 2-3 года);
-
воспитатели;
-
родители.
Срок
реализации проекта: 02.09.2019г. – 31.08.2020 г.
Основные принципы проекта:
1.Принцип занимательности – используется с целью
вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания
выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного
результата.
2.Принцип новизны – позволяет опираться на
непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки
последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу
3.Принцип динамичности – заключается в постановке
целей по обучению и развитию ребенка, которые постоянно углубляются и
расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
4.Принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе
продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и
взаимопомощь.
5.Принцип систематичности и последовательности –
предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют
целостную систему, т.е. учебный материал усваивается в результате постоянных
упражнений и тренировок.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
7. Принцип научности – заключается в
формировании у детей системы научных знаний.
8. Мотивационный принцип. Формирование группы
участников на добровольной основе. Именно осознанная готовность родителей является
наиболее благоприятным условием для начала положительных преобразований в
области развития и воспитания детей.
9. Принцип совместной деятельности. Семья
и педагоги детского сада разделяют ответственность за результаты и
эффективность проведения мероприятий проекта. Родители осознают цели и задачи
работы по сенсорному развитию детей. Это позволяет семье и ОУ быть активными и
заинтересованными участниками проекта, решать проблему всесторонне.
10. Принцип открытости. Информированность
родителей о промежуточных и конечных результатах, постоянный анализ позволяет
им быть более откровенными в общении, обеспечивает возможность проанализировать
собственную деятельность, совместную деятельность с ребенком, располагает к
доверительным отношениям и к дальнейшему сотрудничеству.
Формы
работы с детьми над проектом:
- беседы с детьми;
- практическая деятельность детей под руководством воспитателя;
- чтение художественной литературы;
Формы
работы с родителями (законными представителями) над проектом:
- беседы, анкетирование;
- информационное просвещение родителей;
- совместные мероприятия: родительское собрание; мастер-класс;
- участие родителей в выставке дидактических игр и пособий, сделанных
своими руками.
Предполагаемые результаты:
1.Повышение педагогической культуры
родителей по вопросам сенсорного развития детей 2-3 лет. Установление
доверительных и партнёрских взаимоотношений всех участников педагогического процесса.
2.Создание предметно-пространственной
развивающей среды, обогащенной дидактическими играми и пособиями для развития
сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук у детей 2-3 лет.
3.Систематизация материала по развитию сенсорных
способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр и пособий в
соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Сформированность у детей сенсорных
эталонов и способностей:
- дети успешно выделяют цвет, форму,
величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических
действий;
- сравнивают, соотносят и группируют в
соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
- отбирают предметы необходимой формы,
цвета или величины для развития самостоятельной сюжетной игры;
- умеют обследовать предметы на ощупь;
- у детей наблюдается обогащение
словарного запаса, развитие речевых умений;
- развитие зрительной памяти, внимания,
восприятия;
- формирование коммуникативных умений,
самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности,
любознательности.
Продукты проекта:
1.Презентация промежуточных результатов
проекта педагогам в рамках заседания методического объединения воспитателей ОУ
и родителям на собрании.
2.Картотека дидактических игр и упражнений
по сенсорному развитию с применением традиционных и нетрадиционных пособий.
3.Выставка дидактических игр и пособий для
сенсорного развития детей, изготовленных в процессе сотрудничества педагога с родителями
воспитанников.
4.Размещение материалов на личном
Интернет-сайте https://nleguta.blogspot.com/?m=1 (подборка
дидактических игр и пособий, занятий, мультимедийных презентаций и
интерактивных игр, картотека тематических консультаций и рекомендаций для
родителей).
5.Выступление и презентация проекта перед
коллегами «Проект «Мир сенсорики»: от идеи к реализации» на педсовете.
6.Развлечение для детей и родителей
«Путешествие по временам года».
7.Видеоролик «Проект «Мир сенсорики для
малышей».
Основные этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Деятельность
педагога:
1. Педагогический мониторинг. Анализ полученных результатов, выводы.
2.Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и представлений
родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания
дошкольников».
3. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО и
соответствующей литературы.
4. Составление плана работы с детьми и родителями.
5. Организация и проведение родительского собрания «Сенсорика– как
средство развития умственных способностей детей. Проект «Мир сенсорики».
6. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
7. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создание положительного
эмоционального фона.
8. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного
плана работы.
9. Подбор материала для информационного стенда, консультаций, рекомендаций,
буклетов и памяток.
II этап – основной
Для поддержания у детей
познавательного интереса на протяжении всего проекта большую часть игр и
пособий мы разработали, исходя из темы «Времена года», реализовали
краткосрочные проекты «Осень золотая», «Волшебница зима», запланировали проекты
«Весна-красна», «Лето в яркие краски одето!». Выбор темы обусловлен тем, что природа
постоянно привлекает внимание малыша, включает процесс восприятия через
различные органы чувств: зрение, осязание, обаняние, слух.
Игры и занятия в данном
направлении способствуют накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие
зрительного, слухового и тактильного восприятия, позволяют развивать мелкую моторику
рук, восприятие, память, внимание, представление о форме, цвете, количестве,
величине.
Совместная
деятельность детей и педагога:
1. НОД: «В гости к солнышку», «Игры с пирамидкой», «Шли- шли в гости
пришли», «Цвет предметов», «Цветная вода», «Цветные палочки», «Беги ко мне!»,
«Форма предметов», «Фигуры играют в прятки», «Сделаем бусы»,
«Количество предметов», «Величина предметов», «Курочка и цыплята».
2. Презентации: «Учим цвета», «Один много», «Цвет, форма, размер»,
«Четвертый лишний».
3. Чтение стихов, разгадывание загадок: «В рукавичках
маленьких», «Игрушки», «Больная кукла», «Снежный кролик», «Я рисую вечер»,
«Зима», «Лечу куклу», «После дождя».
4. Рисование: «Лучики для солнышка», «Картинки на песке», «Красивые Листочки», «Падают, падают
листья...», «Дождик, чаще, Кап, кап, кап!», «Снежок порхает, кружится»,
«Маленькой ёлочке холодно зимой», «Солнышко-колоколнышко»,
«Вот какие у нас цыплятки!», «Вот какие у нас птички!».
5 Лепка: «Тили-тили,
тесто», ««Вкусное печенье», «Падают, падают листья...», «Дождик», «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!»,
«Снеговики играют в снежки», «Бусы на елку», «Салют», «Вот какая ёлочка!», «Вкусное Угощение для Мишки», «Разноцветные
колеса», «Вот какая у нас неваляшка!», «Ягоды для снегиря», «Мой весёлый, звонкий мяч».
6. Дидактические игры: «Занимательные крышки», «Веселые заплатки для
детей 2-3 лет», «Подбери одежду по заданному цвету», «Белка и орехи», «Подбери
зайчикам заплатки», «Овощи и фрукты», «Животные леса», «Подбери одежду по
сезону», «Занимательные крышки», «Чудесный мешочек», «Сенсорная коробка»,
«Сенсорные рукавички».
Совместная деятельность родителей и детей:
1.«Бусы
для мамы», «Сенсорные рукавички», «Путешествие по временам года».
Совместная деятельность педагогов и родителей:
1. Консультации: Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»,
«Как научить ребенка самостоятельно одеваться?», «Одежда для прогулок»,
«Игрушки в жизни детей старшего дошкольного возраста».
2. Создание видеороликов и презентаций: «Проект «Мир сенсорики для
малышей».
3. Мастер-класс для родителей: «Сенсорные игры и
игрушки для развития детей своими руками».
4. Краткосрочные проекты «Осень золотая», «Волшебница Зима»,
«Весна-красна», «Лето в яркие краски одето!».
III этап – заключительный
Деятельность педагога:
1. Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному
развитию с применение традиционных и нетрадиционных пособий.
2. Проведение итогового педагогического мониторинга. Анализ полученных
результатов, выводы.
3. Самооанализ
4. Оформление документов
5. Выступление и презентация проекта перед коллегами «Проект «Мир
сенсорики»: от идеи к реализации» на педсовете
6. Размещение видеоролика «Проект «Мир сенсорики для малышей» на сайте
МАОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты и на личном сайте педагога.
Совместная деятельность педагога, родителей и
детей:
1.Выставка
дидактических игр и пособий для сенсорного развития детей, изготовленных в
процессе сотрудничества педагога с родителями воспитанников.
Заключение
Выдающиеся зарубежные ученые в области
дошкольной педагогики (Фридрих Вильгельм Август. Фребель, Мария Монтессори, Жан
Овидий Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной
педагогики и психологии Елизавета Ивановна Тихеева, Н. П. Сакулина Л. А. Венгер,
Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие,
направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является
одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,
знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного
внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить
в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно
уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует
тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство
с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
Значение сенсорного воспитания состоит в
том, что оно:
-является основой для интеллектуального
развития;
-упорядочивает хаотичные представления
ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития
воображения;
-развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса
ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой,
моторной, образной и других видов памяти.
Анализ результатов промежуточного педагогического мониторинга в 1
младшей группе позволяет сделать вывод об эффективности работы, проделанной в
рамках проекта «Мир сенсорики». Применение в совместной деятельности
дидактических игр и пособий по сенсорному развитию способствует формированию
сенсорных представлений детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов (их
форме, цвете, величине), об их положении в пространстве; развитию у детей
обследовательских умений и навыков, мелкой моторики рук; позволяет упражнять в
установлении сходства и различия между предметами; воспитывать познавательный
интерес, любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. Что немаловажно,
совместные групповые и индивидуальные занятия, самостоятельная деятельность
детей проходит в непринуждённой игровой форме, что способствует реализации
принципов личностно-ориентированного подхода (самоактуализации,
индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и
поддержки).
Кроме того, мероприятия,
реализованные в рамках проекта «Мир сенсорики», способствуют активному
взаимодействию педагогов с родителями воспитанников, что благоприятным образом повлияло
на уровень педагогической компетентности родителей по вопросам формирования
представлений о формах, методах и средствах сенсорного развития их детей.
Список
используемой литературы
Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей.
Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М.А., «Программа воспитания и
обучения в детском саду»;
Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
Венгер Л. А., «Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и
упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
Давыдова Е. Сказочный мир
сенсорной комнаты. // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 22. – С. 70-72.
Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная
программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной
деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной
мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие для реализации
образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир»,
2019. – 144 с.
Лыкова И.А. Парциальная образовательная
программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС
ДО. – М: ИД «Цветной мир», 2017. – 200 с., 2-е издание, перераб. и доп.
Маханева М.Д., Рещикова С.В., «Игровые занятия
с детьми от 1 до 3 лет».
Немов Р.С., Психология – М.: Гуманист.
изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С.Л., Дидактические игры и занятия
с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А., Сенсорные способности
малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего
возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
Пилюгина Э. Г., «Игры-занятия с малышом от
рождения до 3-х лет»
Федеральный закон Российской Федерации от
29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Янушко Е.А., «Сенсорное развитие детей
раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий